Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение

Детский сад №16 "Колокольчик"

Адрес:
357560, Ставропольский край, г. Пятигорск, поселок Горячеводский, переулок Малиновского, 11

Телефон:
+7 (8793) 31-52-60,
+7 (8793) 31-52-65;

e-mail: [email protected]

Цель: обозначить основные проблемы, связанные с адаптацией детей к ДОУ, и наметить пути их решения.

Структура:

  1. Лекция «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
  2. Деловая игра «Проблемы адаптации»
  3. Памятка для родителей на период адаптации к детскому саду.
  4. Завершение. Обратная связь.

Содержание.

1. Лекция «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»

Адаптация – сложный процесс приспособления организма, происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации. Важно, чтобы эта фаза не затянулась и не перешла в дезадаптацию (которая может привести к нарушению здоровья, поведения).

Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, требуется поддержка родителей.

Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него со сверстниками? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги… От того, насколько малыш подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

Эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает все раннее детство ребенка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться, в зависимости от расширения круга общения. Поэтому важно, чтобы любой новый опыт (например, общение с другими детьми и взрослыми, пребывание в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребенок раннего возраста постигал вместе с мамой, что поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта.

Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в условиях детского сада.

1-й этап «Мы играем только вместе». В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет вместе с ним во все игры. На данном этапе ребенок и мама – одно целое.

2-й этап «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет для него никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет ее взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Здесь важно маме, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.

3-й этап «Иди, я немного поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке группы. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребенка в приемной. Главный момент в этой ситуации: мама п р е д у п р е ж д а е т ребенка о том, что она ненадолго отлучится. Важно обратить внимание ребенка на возвращение мамы, на то, что мама его не обманула, она действительно отлучилась только на какое-то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

4-й этап «Мне здесь хорошо, я готов отпустить тебя». Собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что он будет находиться в группе один, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, детьми, при необходимости обращается за помощью. Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребенка.

2. Деловая игра «Проблемы адаптации».

«Чтобы лучше понять, как мы, взрослые, можем помочь ребенку пережить этот тяжелый для него этап – процесс адаптации – мы попробуем посмотреть на адаптацию шире, с разных сторон, в том числе и глазами ребенка».

Участники делятся на три группы – «Родители», «Дети», «Воспитатели». Каждая группа в отведенное время составляет список проблем, осложняющих процесс адаптации малыша к условиям детского сада, исходя из своей роли. Затем группы зачитывают, что и у них получилось. Из проблем каждой группы в ходе совместного обсуждения выбирается одна самая важная, и намечаются возможные пути ее решения.

3. Памятка родителей на период адаптации к детскому саду.

Родителям раздается памятка. Психолог при этом комментирует основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям, чтобы облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду:

- собственное спокойствие родителей,

- соблюдение режима,

- психологический настрой ребенка (рассказ о детском саду, как там интересно, что там можно делать и т.д.),

- повышенное внимание ребенку (проводить с ним больше времени),

- терпимое отношение к негативным изменениям в поведении (капризам, слезам и т.д.),

- ритуалы прощания.

4. Завершение. Обратная связь.

Какие впечатления от занятия, какие мысли сейчас беспокоят? Что хотелось бы сказать?

Back to Top