Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение

Детский сад №16 "Колокольчик"

Адрес:
357560, Ставропольский край, г. Пятигорск, поселок Горячеводский, переулок Малиновского, 11

Телефон:
+7 (8793) 31-52-60,
+7 (8793) 31-52-65;

e-mail: [email protected]

Цель: повышение компетентности родителей в области возрастных особенностей детей.

Структура:

  1. Лекция с элементами дискуссии на тему «Возрастные психологические особенности детей раннего возраста».
  2. Завершение. Обратная связь.

Содержание.

1. Лекция с элементами дискуссии на тему «Возрастные психологические особенности детей раннего возраста».

«Детство – период очень быстрых и качественно своеобразных изменений. Если мы представим человека в возрасте 30 и 35 лет – они не будут очень сильно отличаться. А если мы представим ребенка возрастом 1 год и ребенка возрастом 5 лет – они будто с разных планет, настолько они отличаются. За каждый год в детстве с ребенком происходит множество изменений не только физических, но внутренних, психологических. Для того, чтобы родители могли правильно и конструктивно построить взаимодействие с ребенком на каждом возрастном этапе, им необходимо знать и понимать, что в этот момент происходит в психике ребенка».

В формате мозгового штурма и дискуссии психолог обсуждает с родителями основные особенности, характерные для ребенка раннего возраста:

«Ведущая деятельность – предметная. Действия с предметами, которые осуществляет ребенок раннего возраста, нельзя еще назвать игрой в полном смысле этого слова. Эти действия направлены на изучение предмета – какой он, из чего состоит, что с ним можно делать. Поэтому дети так часто разбирают, ломают игрушки – так они изучают их строение, различные возможности оперирования с ними. И родителям важно предоставить ребенку такую возможность.

Обратите внимание, что чаще в таком возрасте дети играют одни, еще не умеют организовывать совместные игры с другими детьми, им еще не настолько интересны сверстники сами по себе. И это абсолютно нормально, и никоим образом не характеризует ребенка как не умеющего общаться, «одиночку» и т.д. Но ребенок может взаимодействовать со сверстниками и родителями через предметы, на уровне предметов. И родителям важно принимать участие в таких играх ребенка с предметами (вместе построить кубики и т.д.)

В процессе игр с предметами происходит еще один очень важный процесс – развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики напрямую, на уровне физиологии связано с развитием мышления и речи. Важно предоставлять ребенку возможность играть в том числе и с мелкими предметами (пуговицами, камушками, деталями конструктора, крупой), но обязательно под присмотром взрослого.

Самый значимый взрослый для ребенка – мама. До 3 лет связь ребенка с мамой остается еще очень тесной, и весь мир пока для него вращается вокруг мамы. Если ребенок все время тянется к маме, хочет к ней на ручки, чтобы она его обняла – это нормально, и не стоит отталкивать ребенка, говоря, что он уже большой. Когда ребенок достаточно «насытится» тесной близостью, телесным контактом с мамой, он сам потихоньку начнет отходить от нее, чтобы активно взаимодействовать с миром. Если в детстве ребенок «недополучит» маминой любви (ее проявлений), ласки, телесного контакта, то это может спровоцировать различные психологические проблемы в будущем. Не бойтесь «разбаловать» ребенка проявлениями своей любви. (Не путать с вседозволенностью. – о границах, дисциплине – занятия с родителями №31-33)

Психические процессы – внимание, память – только-только начинают развиваться. Ребенок еще не способен контролировать свое внимание, произвольно управлять памятью. Он запоминает то, что привлекло внимание, заинтересовало; идет за интересом и зрительными впечатлениями, и не может еще произвольно сконцентрироваться на чем-либо. Ребенок реагирует лишь на то, что он непосредственно воспринимает. Он еще не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ждут неприятности, или радоваться заранее тому, что ему в будущем подарят.

Эмоции детей, особенно в раннем возрасте, характеризуются непосредственностью. Дети реагируют на все очень интенсивно, живо, эмоционально, они еще абсолютно не способны сдерживать и контролировать эмоциональные порывы. Поэтому дети могут очень горько плакать из-за абсолютной, на взгляд взрослого, мелочи, или сильно злиться, и даже бить других и бросать вещи из-за этой злости. Родителям важно понять, что ребенок реагирует так, не назло родителю, не потому что он капризный или невоспитанный, а потому, что он пока не может по-другому. Не стоит обесценивать переживания ребенка (ну чего ты плачешь, это же ерунда), и тем более ругать его за выражаемые эмоции. Если ребенок поймет, что злиться и огорчаться – это плохо, то постепенно к более старшему возрасту научится подавлять и сдерживать в себе все эмоции, а во взрослой жизни мы получим абсолютного невротика. Важно принять переживания ребенка («Я понимаю, ты расстроен/злишься..»), поддержать его в ситуации, и научить выражать эмоции в приемлемой форме (например, бить других нельзя, но можно бить подушку, если очень злишься). Ребенок научится этому не сразу, но постепенно.

Очень важно для ребенка раннего возраста развитие речи. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых. Родителям следует чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел и в чем принимал участие. Родители почти всегда понимают ребенка с полуслова, но важно стимулировать ребенка к тому, чтобы он все же старался говорить. («Я не понимаю, чего ты хочешь. Скажи словами. Скажи по-другому»)

Ребенок в раннем возрасте очень активен, он много двигается. Через движение он познает окружающий мир и свое тело. Активность ребенка говорит о том, что с ним все в порядке. Детям жизненно необходимо бегать, кричать, шуметь. Родителям важно представлять ребенку возможность для такой активности. Для того, чтобы спасти свой дом от возможных разрушений, следует обговорить заранее, где ребенок может дать волю свой энергии, а где этого делать не стоит.

Учет вышеперечисленных возрастных особенностей ребенка позволит родителю более конструктивно выстроить взаимодействие с ним, создать условия для его полноценного развития.

2. Завершение. Обратная связь.

Какие впечатления от занятия, какие мысли сейчас беспокоят? Что хотелось бы сказать?

Back to Top