Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определённые образы или действия.
При развитии у детей творческого воображения, важно чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии оценивается как отрицательное качество, поэтому, придумывая с ребёнком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?». Возможность составлять полноценные рассказы по картине или серии картин возникает у ребёнка только в старшем дошкольном возрасте.
Работа по обучению творческому рассказыванию по сюжетным картинам состоит из шести этапов.
1. Анализ содержания картины.
Взрослый следит за чёткостью аргументированностью, полным и грамотным построением ребёнком всех предложений.
2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.
Активизировать данные процессы с помощью вопросов и заданий. Родителям на данном этапе работы, желательно самим проявлять активность, собранность, эмоциональность, заинтересованность.