«Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» .В. А. Сухомлинский
Игра ребенка – это его первый путь к познанию окружающего мира. Для познавательного развития детей предлагается использовать развивающие игры.
Наблюдая за тем, как дети участвуют в развивающих играх. мы выявляем уровень их знания, уровень их умственного развития. А наблюдая за поведением детей в играх ,мы можем открыть ребёнка через его поступки. Это подсказывает нам, какие игры полезны для детей. в чем они сильны, а в чём нет.
Дети любят игры. хорошо знакомые и с удовольствием играют в них. Во время игры основное внимание обращаем на поддержание у детей увлеченности игровой задачей. Планируя развивающие игры. мы заботимся об усложнении игр, расширения их вариативности, подчас придумывая более сложные правила для уже известных детям игр.
В непосредственно образовательной деятельности активно используем развивающие игры. которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
Если и родители будут уделять своему ребёнку 15 минут (именно играя с ним в дидактические игры ) ребёнок будет развиваться быстрее. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Во время игры развивается речь ребёнка. пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь. умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи.
Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры. Поэтому выбирая игру акцентируйте внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали нормы поведения, культурно-гигиенические навыки. Чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения.
Дидактические игры должны соответствовать возрасту, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Словесные дидактические игры
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Словесные дидактические игры являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они действуют. Дошкольникам приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию, рассуждать. Особенно важен этот тип игр, если ребенок еще плохо говорит.
Словесные дидактические игры:
- игры –путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают)
- игры –поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.
- игры –загадки (развивают способность к анализу)
- игры –беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность).
Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.
Задачи дидактических игр:
- Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память;
- Развивать воображение и творческие способности детей;
- Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно;
- Развить у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения;
- Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;
- Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.
При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».
4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая в целях обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно- образовательным процессом.