УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
К ДВУМ ГОДАМ ВАШ РЕБЁНОК:
- Обладает запасом в 200-300 слов.
- Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями.
- Прислушивается к словам и понимает их значение.
- Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации.
- Называет предметы, изображённые на картинках.
- Хорошо знает своё имя, произносит его.
- Пользуется словами "да", "нет", "еще".
- Выражает просьбу словами, а не только жестами.
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).
- Согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу").
Если вашему ребенку третий год жизни, и он не обладает перечисленными умениями и навыками, то можно говорить о задержке речевого развития.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи малыша зависит от воспитания. На третьем году жизни у ребенка интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию или помощь он может, только овладев речью. Это и является главным стимулом к ее усвоению.
К ТРЕМ ГОДАМ У РЕБЕНКА:
* Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к трем годам он достигает примерно 1000—1500 слов.
* Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения.
* Происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения (Мама, ты куда пося (пошла)?), согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь еще не всегда правильна. В разговоре с взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями (двух-, трехсловными).
* Часто задает вам вопросы.
* Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
* Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
* Знает время суток, называет два цвета.
* Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, высказывает свои впечатления, мысли. Он легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.
* На третьем году жизни у ребенка подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита, поэтому звукопроизношение далеко от совершенства. Малыш осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие: [с’], [з’], смягченное [ц] (цяпля вместо цапля), звук [л’].. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: сяпка (шапка), зюк (жук), цяйник (чайник), сенок (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: тясы (часы). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: ыба (рыба), гия (гиря), ябоко (яблоко), двель (дверь), голюби (голуби), мей (мел).