1. Перенесенное внутриутробное кислородное голодание (гипоксия), полученная родовая травма, инфицирование или интоксикация лекарственными препаратами.
2. Поражение слуха. Если малыш плохо слышит и, соответственно, плохо понимает речь окружающих, то он в большинстве случаев страдает каким-либо нарушением в произношении звуков и слов, очень тяжело овладевает собственной речью.
3. Недоношенность или ослабление организма после тяжелых заболеваний, вследствие чего возможна задержка в созревании нервной системы ребенка, а значит и речи.
4. Наследственность. Если мать или отец (или оба родителя) заговорили поздно, то есть большая вероятность, что так же будет и у ребенка. Но если малыш в три года не может говорить простых предложений, то этот вариант не стоит рассматривать.
5. Задержка развития речи может быть следствием общего расстройства развития, к которому могут привести и неправильное воспитание.
Какие ошибки в воспитании приводят к тому, что ребенок не говорит?
1. Родители пытаются угадывать желания крохи по жестам. То есть, у ребенка нет необходимости учиться говорить. Его и так понимают без слов.
2. Мама уделяет малышу недостаточно времени, мало с ним говорит, читает, не рассказывает ему сказок во время игр.
3. У ребенка плохо развита крупная и мелкая моторика.
4. Ребенок испытал стресс – его отдали в садик или отдали на несколько дней к бабушке, и малыш замкнулся. Но стресс может оказать и противоположное влияние. Например, в незнакомом месте у крохи появляется масса новых впечатлений, которыми он хочет поделиться.
5. В семье разговаривают на двух языках. Ребенок понимает слова, но не может разделить их по языкам. Или же один и тот же предмет имеет несколько названий и кроха путается. Лучше, чтобы в первые два, три года жизни малыша использовался один язык.
Что делать если ребенок не говорит?
В первых случаях необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (педиатр, лор, невролог или психиатр), чтобы своевременно начать лечение.
В случае педагогической запущенности ребенка следует заняться исправлением имеющихся в его воспитании ошибок. Нельзя забывать, что чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание в развитии речи, начавшееся в раннем возрасте и вовремя не исправленное, может привести к значительной задержке психического развития. Поэтому постоянное внимание к речи ребенка – важная задача его воспитания и развития.