Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение

Детский сад №16 "Колокольчик"

Адрес:
357560, Ставропольский край, г. Пятигорск, поселок Горячеводский, переулок Малиновского, 11

Телефон:
+7 (8793) 31-52-60,
+7 (8793) 31-52-65;

e-mail: [email protected]

Педагог-психолог Есауленко Е.С.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной.

В чем они заключатся?

1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться снижением работоспособности малыша и другими функциональными расстройствами. В это время малыш особенно нуждается в хорошем уходе, в щадящем его нервную систему режиме.

     В первые три года жизни ребенка отмечаются большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний (в период адаптации при поступлении детей в ясли и др.).

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

2. Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро. Выявлено, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических: течения беременности, осложнений при родах матери, состояния здоровья малыша и др.

3. Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов – при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.

Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. 5. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые – и действия их в отношениях с малышом не всегда согласуются и не всегда постоянны. В этих случаях малыш не понимает, как он должен поступать, как действовать. Одни дети, легко возбудимые, перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто бывают причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для малышей, согласованными между родителями и воспитателями.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша.

Очень важно в воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Нельзя разрешать малышу делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что заблагорассудится, ребенку вредны. Прежде всего запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования к их выполнению должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось, например всегда надо требовать, чтобы ребенок не садился есть с немытыми руками, не подходил к открытому окну, горящей плите, не брал вещи со стола воспитателя и т. п. Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.

Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, ребенку трудно длительное время не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до него очередь одеваться на прогулку.

С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть ребенок пытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Часто причиной неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его деятельности. В раннем возрасте малыш не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные оладушки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» – ребенок охотно подчиняется.

В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им чаще требуется смена во время игры спокойных и подвижных игр, более раннее укладывание спать, чем другим. Есть дети, которые сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние.. Во время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание было достаточно трудным, решалось ребенком самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности: когда не удовлетворяется двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении могут происходить и в результате того, что своевременно не удовлетворены органические потребности, – неудобства в одежде, опрелости, ребенок голоден, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, отправления гигиенических потребностей, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятий, осуществление правильных воспитательных подходов являются залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Back to Top