«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»
(Венгер Л.А.).
Разработал: педагог-психолог Штода О. Е.
Неподготовленный к школе ребёнок не можетсосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям ирешениям, у него возникают затруднения вобщении с взрослыми и сверстниками поповоду учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могутуметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Важно понять,
что надо не обучать ребѐнка тому,
чему его будут учить в школе,
а развивать его предпосылки к обучению.
Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольки). |
Психологическая готовностьк школе предполагает созревание трѐх сфер:
- мотивационная сфера
- произвольная сфера
- интеллектуальная и речевая сферы
Мотивационная сфераотвечает за желание и стремление ребѐнка посещать школу. Как известно, желание является движущей силой в достижении любых успехов. Поэтому важно, чтобы у ребѐнка сформировалась так называемая внутренняя позиция школьника. Она проявляется в желании ребѐнка пойти в школу с целью получения новых знаний, выполнять задания и получать за это хорошие оценки и похвалу учителя, иметь школьные принадлежности. Игровой интерес должен начать сменяться учебным, то есть игры должны стать менее приоритетными перед учѐбой.
Произвольная сфераотвечает за способность ребѐнка выполнять неинтересную для него деятельность, не отвлекаясь и подчиняться различным требованиям, коих очень много предъявляют к первокласснику. Для развития данной сферы используют игры с правилами, просят в точности перерисовать картинки.
Интеллектуальная и речевая сфераотвечают за то, на сколько Ваш ребѐнок будет способен понимать и выполнять задания учителя. Мышление, восприятие, память, внимание ребѐнка должны соответствовать возрастным нормам, чтобы в полной мере успешно освоить школьную программу. Формирование данных процессов в дошкольном возрасте происходит во время игры. Поэтому очень важно не пренебрегать совместными играми с ребѐнком, предлагать ему их во всѐм разнообразии (подвижные, ролевые, режиссѐрские).
Речевая сфера включает в себя словарный запас будущего первоклассника, умение различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги. Для развития этой сферы важным является чтение книг ребѐнку,
составление рассказов по сюжетным картинкам.
Можно включить родительское воображение и
придумать массу интересных заданий
с использованием букв и звуков.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей:
Внимание! Все занятия должны быть рассчитаны на 20 -25 минут. |
Организуйте распорядок дня:
Ø Стабильный режим дня;
Ø Сбалансированное питание;
Ø Полноценный сон;
Ø Прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребѐнка умение общаться:
Ø Обратите внимание на то умеет ли ваш ребѐнок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности:
Ø Учите ребѐнка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребѐнка:
Ø Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, рассвет, закат);
Ø Выучите названия времѐн года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
Ø Используя лото и книги, учите с ребѐнком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
Ø Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
Ø Составляйте рассказы по картинкам;
Ø Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
Ø Можно заниматься с ребѐнком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
Ø Знакомьте ребѐнка с буквами и их печатным изображением, а также звуком, обозначающим конкретную букву;
Ø Научите ребѐнка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предмету по цвету и величине;
Ø Научите ребѐнка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
Ø Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
5) Тренируйте руку ребѐнка:
ü Развитию мелкой моторики руки ребѐнка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Внимание
- выполнять задание не отвлекаясь 15 минут
- находить 5-6 различий между предметами
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение
Мышление
- определять последовательность событий
- собирать разрезную картинку из 9-10 частей
- находить и объяснять несоответствия в рисунках
- находить лишний предмет, объяснять свой выбор
Память
- запоминать 6-8 картинок и 6-8 слов
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
- повторять в точности текст, состоящий из 4 предложений
Развитие речи
- правильно произносить все звуки
- определять место звука в слове
- использовать в речи сложные предложения
- составлять рассказы по сюжетным картинкам, из личного опыта состоящих из 6-7 предложений
- составлять предложение из 5-6 слов
- членить простые предложения на слова, делить слова на слоги
Развитие мелкой моторики
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приѐмах рисования
- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за пределы контуров
- ориентироваться в тетради в клетку и в линейку
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей
Больших успехов Вашему
будущему первокласснику!!!