Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение

Детский сад №16 "Колокольчик"

Адрес:
357560, Ставропольский край, г. Пятигорск, поселок Горячеводский, переулок Малиновского, 11

Телефон:
+7 (8793) 31-52-60,
+7 (8793) 31-52-65;

e-mail: [email protected]

Разработал: педагог-психолог Штода О. Е.

Приучать ребенка пользоваться горшком разные родители начинают в очень разное время: кто-то даже в младенчестве, до года, кто-то ближе к двум годам, кто-то после двух лет. В каждом из этих вариантов есть как свои плюсы, так и подводные камни.

Следует очень четко понимать, что в процессе приучения ребенка пользоваться горшком есть две стороны – физиологическая, и психологическая. То есть ребенок должен быть готов к этому с точки зрения физиологии – этот процесс требует достаточной зрелости внутренних органов, и достаточной зрелости нервной системы, головного мозга (ведь это очень сложный процесс, ребенку нужно уметь распознать позыв к мочеиспусканию и дефекации, остановить свой внутренний импульс сделать это тут же, дотерпеть до нужного места, и сознательно «приступить к делу», уже оказавшись на горшке), и с точки зрения психологии он должен хотеть это сделать, ему это должно быть интересно.

 

Поговорим подробнее про эти две стороны готовности к «овладению» горшком. Что касается физической готовности, то средний возраст, когда мозг способен сознательно контролировать выделительные функции – ориентировочно 2,5-3 года (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может быть несколько раньше или позже). Поэтому приучение к горшку целесообразно начинать ближе к 2м годам, когда организм и психика ребенка будут уже более-менее готовы к тому, чтобы сознательно контролировать этот процесс. И если раньше 2-2,5 лет у ребенка нет устойчивых навыков пользоваться горшком, то поводов для беспокойства у мам нет, и конечно ругать ребенка, если он не ходит в горшок, ни в коем случае нельзя.

Бывают случаи, когда определенные успехи в приучении к горшку наблюдаются и у очень маленьких детей, даже до 1 года, когда ребенок, например, опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит в туалет исключительно после «а-а». Однако это не тот уровень развития навыка, который необходим для сознательного пользования горшком. Мозг ребенка еще не созрел для того, чтобы распознавать позывы к мочеиспусканию и дефекации, и тем более контролировать их. Здесь мамами просто формируется условный рефлекс между опорожнением мочевого пузыря и соответствующими звуками («пи-пи»). В этом нет ничего плохого, и если это получается, то это поможет мамам экономить на памперсах и стирке. Но если у ребенка в маленьком возрасте сформировали такой рефлекс, то это совершенно не значит, что в дальнейшем, когда ребенок начнет уже сознательно контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, его не нужно будет приучать к горшку, и что не возникнет сложностей с этим. Возможно, что в возрасте ближе к 2м годам ребенок как раз начнет отказываться от горшка, как это запросто может делать ребенок, который горшком никогда не пользовался. И не стоит его за это ругать, нужно просто запастись терпением, и проводить приучение к горшку постепенно.

Самое важное правило при приучении ребенка к горшку – никаких наказаний! Если у ребенка не получилось сделать все как нужно, то маме следует только ласково сказать, что «Ведь в следующий раз ты скажешь маме, когда захочешь писать?» и т.д. Овладеть процессами мочеиспускания и дефекации, научиться контролировать их для ребенка действительно очень сложно, и родителям следует это понимать. Если ребенка будут ругать, или он будет видеть, как мама и папа сильно расстраиваются (что тоже для него очень значимо), у него будут формироваться стойкое отрицательное отношение ко всему этому процессу приучения к горшку, потому что отказываться от приобретения нового навыка для него будет психологически гораздо легче, чем испытывать эти отрицательные эмоции. В худшем случае, у ребенка может сформироваться убеждение, что с ним вообще что-то не так, когда он писает и какает, и его все равно будут ругать, и тогда он будет либо стараться делать это, пока родители не видят, или будет стараться вообще этого не делать, терпеть (нередки случаи, когда дети весь день не ходят в туалет, по 12 часов, что обуславливает возникновение проблем уже со здоровьем). Чтобы не допустить такого неблагоприятного развития событий, родителям нужно взять за правило – на промахи и неудачи ребенка в этом вопросе не обращать внимания, ни в коем случае не ругать его.

Процесс приучения к горшку должен строиться только на интересе, высокой мотивации ребенка. Этого можно добиться сильной похвалой ребенка в случае успеха, вручению ребенку какого-либо «приза» за успех, значимого для него, чтобы у него была высокая заинтересованность процессом пользования горшком.

Что можно рекомендовать родителям, чтобы облегчить процесс приучения ребенка к горшку:

1. Процесс должен быть максимально комфортным для ребенка. Важно, чтобы горшок ему нравился, был удобным, не холодным. Возможно, кому-то из детей больше понравиться ходить в какие-то другие емкости – тазик и т.д., это также допустимо. Некоторым детям больше нравится ходить на унитаз (со специальными детскими сиденьями) – ведь это совсем как взрослые! Если ребенок пока соглашается ходить только в памперс, то можно договориться с ним и надевать памперс непосредственно тогда, когда ребенок захочет в туалет. Важно подобрать то, что будет удобно именно вашему ребенку.

2. Приучать ребенка к горшку следует днем, когда он бодр и полон сил. Не следует это делать, когда ребенок болен, а также ночью. Контролировать свои позывы ночью для ребенка гораздо сложнее, чем днем, поэтому начинать нужно с более простого, а умение вставать на горшок ночью формируется несколько позже.

3. Если ребенок использует горшок только для какой-то одной надобности – или только писает туда, или только какает – это не повод для беспокойства, и тем более ребенка нельзя ругать. Надо продолжать поощрять его попытки и спокойно ждать, пока он решится на большее.

4. Очень хорошо разбить процесс приучения к горшку на несколько этапов:

- первое – научить ребенка предупреждать о своих намерениях (пусть при этом он писает туда, куда ему удобно, не требуйте от ребенка сразу слишком многого);

- второе – научить делать это в одном специальном месте;

- и только третье – научить использовать для этого горшок или туалет.

На всех этих шагах очень важно сильно хвалить ребенка за его успехи (а не хвалить только на третьем этапе). Введение таких промежуточных этапов – совсем не «ненужная уступка» ребенку. Ребенок учится управлять собой постепенно, и каждый маленький успех будет повышать его желание к дальнейшему обучению, подталкивать к освоению более сложных шагов. Нервная система ребенка при таком поэтапном приучении будет защищена от серьезных потрясений (когда от ребенка сразу хотят, чтобы он ходил в горшок, у него не получается, и он начинает вообще отказываться от приучения к горшку).

5. Горшок не должен быть для ребенка игрушкой, он должен стойко ассоциироваться для него с хождением в туалет. В этом смысле всякие дополнительные функции, которые есть у некоторых современных горшков (музыка, игры и т.д.) отвлекают ребенка от главного предназначения горшка. Однако, если ребенок играет с игрушками и горшком именно согласно его предназначению – сажает туда игрушки, как будто они ходят в туалет, это значит, что он как раз в этом процессе осваивает функции горшка, и такие игры запрещать не надо, и стоит наоборот организовывать такие игры с ребенком, и стимулировать, чтобы он делал, как его любимая игрушка, тем самым повышая мотивацию ребенка.

6. Приучение к горшку требует времени со стороны родителей, и нужно быть к этому готовым. Приучение ребенка должно быть регулярным, а не только по воскресеньям, или когда бабушка приезжает в гости.

7. Лучшее время для этого – лето, т.к. легче освободиться от одежды, да и сохнет она значительно быстрее.

8. Предлагаем горшок тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды. Обязательно усаживаем на горшок перед сном, перед прогулкой.

9. Не следует заставлять ребенка подолгу сидеть на горшке, «пока не сходит». Это может сформировать у него отрицательную реакцию к горшку.

10. Фиксируем внимание ребенка не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним – как достать горшок, как его открыть, как снять трусы, как надеть трусы, как и куда вылить содержимое горшка, как помыть горшок, как поставить его на место. Пусть ребенок активно участвуют в этом процессе, наряду с мамой. Так для ребенка весь процесс превратиться в увлекательную игру, повысится его мотивация к пользованию горшком.

11. Если до начала приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, придется их снять. Почему? Ребенок должен изучить свое тело, должен установить связь между позывами к мочеиспусканию и дефекации, и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть эти процессы, и далеко не один раз.

12. Бывают случаи, что ребенка сажают на горшок, но результата нет, а потом ребенок убегает и делает свои «дела» в штанишки. Это может говорить о том, что он не любит ходить в туалет, когда не него смотрят. Это совершенно нормально, и следует с уважением относиться к такому желанию ребенка, и предоставлять ему такую возможность.

13. Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях ребенку тяжело расслабиться, поэтому нельзя его ругать, за то что в этих ситуациях у него не получается сходить в туалет как нужно.  

14. Очень эффективным средством приучения к горшку является пример. Статистика показывает, что вторые и последующие детки, которые ежедневно наблюдают, как старший ребенок пользуется горшком, осваивают его без проблем. Также легче ребенок приучается горшку, когда идет в садик и наблюдает там за другими детьми.

15. Когда ребенок увлечен игрой, он может не заметить позывов к мочеиспусканию, или отказываться прерывать игру. Тогда можно добавить этот процесс в игровой сюжет – взять одну из игрушек ребенка, и сказать за нее: «Мне так интересно играть с тобой, но мне уже пора на горшок. Ты сходишь со мной? А потом мы снова будем играть вместе!».

16. Приучать к горшку мальчиков следует именно с «классической» позы сидя, потому что сначала он должен понять предназначение горшка и освоить его использование, и важно, чтобы у него не возникало путаницы на начальных этапах. С приучением справлять свою нужду стоя торопиться не стоит.

Самое важное в процессе приучения к горшку – чтобы ребенку самому нравился и был интересен этот процесс, и тогда он будет получать удовольствия от осознания, что он может управлять своим телом, а это очень приятно, и важно для малыша.

Back to Top