Цель: повышение компетентности родителей в области воспитания детей, расширение представлений родителей об особенностях обучения детей раннего возраста.
Структура:
- Дискуссия «С какими проблемами сталкиваются взрослые при обучении детей раннего возраста?»
- Памятка «Правила обучения детей раннего возраста».
- Завершение. Обратная связь.
Содержание.
1. Дискуссия «С какими проблемами сталкиваются взрослые при обучении детей раннего возраста?»
«Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был развитым, умненьким, хорошо учился. На это же направлены и обучающие программы – в детском саду, и в школе. Но обучение детей раннего возраста значительно отличается от обучения школьников, или даже от обучения детей старшей группы детского сада. Бывает, что при организации того или иного занятия у родителей или воспитателей возникают проблемы. С какими же проблемами сталкиваются взрослые, когда пытаются чему-то научить малыша?» (Ответы родителей, психолог фиксирует их на доске)
Примерный перечень проблем, которые обозначаются в ходе дискуссии родителей:
- ребенок не хочет заниматься, он хочет играть;
- не выполняет задание так, как это указано в книге (или как родитель ему говорит), делает по-своему;
- быстро начинает отвлекаться, крутиться на стуле и т.д.;
- начинают капризничать, плакать;
- не справляется с заданием, вроде бы подходящим ему по возрасту.
«Теперь давайте проанализируем, что у нас получилось, и с чем может быть связано такое поведение ребенка.
- Ребенок не хочет заниматься, он хочет играть. И абсолютно правильно делает. Основная деятельность ребенка до школы – именно игра. Он должен достаточно «наиграться», чтобы быть готовым уже перейти к учебной деятельности при поступлении в школу. Психика ребенка до школы, а тем более ребенка раннего возраста, еще не развита настолько, чтобы он целенаправленно садился и занимался. Это не потому, что он такой капризный, он просто еще не способен это делать. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего малыша, включите это в игровой процесс, обыграйте сказочным сюжетом – малыш сразу с интересом приступит к выполнению задания.
- Ребенок не выполняет задание, он делает по-своему. Чтобы выполнить задание именно так, как ему сказали, ребенок должен уметь действовать по правилам – ограничить свое желание сделать каким-то одним образом, и «через силу» сделать так, как от него требуют. Умение действовать в соответствии с правилом формируется только к 7 годам, у ребенка раннего возраста оно еще совсем не сформировано, поэтому абсолютно естественно, что ребенок выполняет задание так, как сам считает нужным. Конечно, нужно объяснить ему, как делать правильно, но не стоит настаивать на задании. Если ребенок вместо того, чтобы разложить игрушки по размеру, просто играет с ними – значит он еще не дошел до сортирования по размеру, и в этом нет ничего страшного. Можно также включить задание в игровой сюжет, чтобы заинтересовать ребенка, а можно вернуться к этому заданию чуть позже. Не переживайте, в более старшем возрасте у ребенка обязательно сформируется желание делать именно так, как правильно, и он будет постоянно ориентироваться на вашу оценку этой «правильности» («Мама, посмотри, я правильно сделал?»).
- Ребенок быстро начинает отвлекаться. Дети в раннем, и даже в дошкольном возрасте, еще не способны произвольно управлять своим вниманием, т.е. не могут специально на чем-то сконцентрироваться, в т.ч. и по указанию извне. Их психические процессы полностью подчинены вниманию – то, что привлекает внимание, что интересно – они запоминают, оперируют с этим и т.д. Абсолютно нормально, если ребенок быстро теряет интерес к заданию. Не стоит настаивать на продолжении занятия, если ребенок уже устал, часто отвлекается. Лучше переключить его деятельность на другую, а позже можно вернуться к занятию. Чтобы интерес и внимание ребенка держались дольше – важно включить задание в игру (см. выше).
- Ребенок начинает капризничать, плакать. Это может быт связано со многими причинами – с тем, что он устал от занятия, что уже не может концентрироваться и т.д. Но самое главное – если родители начинают сердиться на ребенка, ругать его. Представьте себя на месте ребенка – вам и так тяжело, вы стараетесь изо всех сил, а ваш самый-самый близкий и родной человек все равно вами недоволен и начинает вас ругать. В такой ситуации ребенок не может вспомнить и сделать даже того, что уже знал и делал, не то что воспринимать новый материал. Постарайтесь сохранять терпение во время занятий, спокойно относиться к возрастным особенностям малыша (отвлекается и т.д.), ведь малыш не виноват, что в свои два годика он имеет именно такое развитие психики, а не как у пятилетнего ребенка.
- Ребенок не справляется с заданием, подходящим ему по возрасту. Уровень развитие у всех людей абсолютно разный, и у детей в том числе. И это нормально, и так и должно быть. Каждый ребенок развивается по своему уникальному, индивидуальному пути. Если производитель рекомендовал например ту или иную развивающую игру для ребенка 2 лет – это не значит, что она подойдет и будет интересна абсолютно всем двухлетним малышам. Главное – действовать в соответствии с интересами ребенка, его личными потребностями. Если ребенок не может справиться с каким-то заданием, возьмите задание полегче. Когда ребенок освоит более легкий материал, можно будет его усложнить. Если ребенок не справляется – помогайте ему, будьте его партнером в этом сложном пути. То, что ребенок сделает сегодня с вашей помощью, - то завтра, послезавтра или через неделю он сможет сделать уже сам».
В связи с этим повторю одну очень важную цитату, с который мы уже знакомились:
«Мудрость родителей – в понимании того, что их ребенок уникален, не похож на других. Его путь – это его путь. И скорость, с которой он по нему идет – правильная скорость. Заставлять его идти по чужому пути, подталкивать или тормозить было бы большой родительской ошибкой».
2. Памятка «Правила обучения детей раннего возраста».
«То, что мы с вами сейчас назвали и обсудили, представлено в памятке, которая для вас подготовлена». (Психолог раздает родителям памятки). Родители знакомятся с памятками, задают вопросы или говорят свои комментарии, если они имеются.
3. Завершение. Обратная связь.
Какие впечатления от занятия, какие мысли сейчас беспокоят? Что хотелось бы сказать?