—Не устраивать «разборок под горячую руку». Поспешив, дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе. Если малыш «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения следует помнить о презумпции невиновности.
—Не обвинять ребенка в краже, даже если кроме него больше некому было это сделать. Исключение — когда его застали на месте преступления, но и в этом случае необходимо выбирать выражения, дать ему понять, как вас это огорчает. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.
—Оставлять малышу пути к отступлению. Если все указывает на то, что вещь взял именно он, но ему трудно в этом сознаться, нужно подсказать, что взятую вещь можно незаметно положить на место.
—Научить ребенка вставать на место другого. Он должен уметь сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Необходимо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой» и объяснить смысл этого правила на примерах из реальной жизни.
—Украденную вещь необходимо возвращать владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он дол
жен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
—Обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он украл у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».
—Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Так делать нельзя, это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.
—Следует обратить внимание, как в семье хранятся деньги, — это не должно быть легкодоступным местом, не нужно провоцировать ребенка.
—Необходимо установить границы собственности: чем можно распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем — нет (в том числе вещами общего пользования). Ребенок должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи.