Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение

Детский сад №16 "Колокольчик"

Адрес:
357560, Ставропольский край, г. Пятигорск, поселок Горячеводский, переулок Малиновского, 11

Телефон:
+7 (8793) 31-52-60,
+7 (8793) 31-52-65;

e-mail: [email protected]

Вернуться на основную страницу Воспитатель года-2023

Консультация для педагогов по теме: «Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста в ходе знакомства с миром природы»

 

Тимошенко Н. А.,

воспитатель МБДОУ д/с №16 «Колокольчик»

Ознакомление детей с окружающей действительностью происходит в ходе непосредственно-образовательной деятельности по всем образовательным областям, но сегодня я бы хотела сосредоточить свое внимание на познавательном развитии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закреплено понимание образовательной программы как системы психолого-педагогической поддержки целостного формирования личности ребенка. Современный педагог должен быть способен реализовать не только функцию передачи знаний, но и обеспечить психологическое развитие ребенка, а также формирование познавательного интереса – готовности и стремления к познанию. Однако, если в сферах «социально-коммуникативного» или «художественно-эстетического развития» непрерывно происходит формирование личности ребенка, то образовательная деятельность в области познания зачастую реализуется «по старинке», и сводится к беседам с детьми по поводу различных предметов и явлений окружающего мира с демонстрацией иллюстраций. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Мы в своем дошкольном учреждении поставили себе цель организовать работу по ознакомлению с миром природы таким образом, чтобы знания ребенка о том или ином предмете и явлении встраивались в систему его опыта, и задействовали не только слуховое восприятие, но и работу мыслительных операций, логики, крупной и мелкой моторики, а также мотивационную сферу – интерес к исследованию и взаимодействию. В первую очередь, мы уделяем внимание организации работы в младшем дошкольном возрасте, так как именно для детей 2-3 лет знакомство с окружающим миром происходит максимально отлично от учебной, школьной формы усвоения знаний, с опорой на психологические потребности и психические особенности ребенка.

При знакомстве младших дошкольников с природными объектами мы не только обсуждаем, кто это, где живет, чем питается, наблюдаем за объектами природы и организуем взаимодействие с ними в природном уголке, но и постоянно активизируем познавательные процессы детей – предлагаем им сравнивать (больше-меньше, на кого похож), исключать лишнее (какая картинка «заблудилась»), сопоставлять с образцом («а у твоей бабочки тоже есть крылышки?»). Кроме того, постоянно подключаем крупную и мелкую моторику (двигательные игры-имитации, дидактические панно с прорезями-«дорожками» и т.д.). Такой подход обеспечивает максимальное задействование психической сферы ребенка, а также развитие внутренних связей между познанием, воображением и двигательной активностью.

Большое значение мы придаем созданию предметно-развивающей среды, которая бы сама по себе побуждала к взаимодействию с ней, исследованию, и при этом содержала бы в себе задачки для развития мыслительных операций, внимания, мелкой моторики. Например, в ходе изучения каждого из времен года мы не только рассматриваем соответствующие иллюстрации, но и надеваем листочки/цветочки/яблочки на соответствующее дидактическое панно, решая при этом различные задачи – выбрать только твердые или мягкие листочки; повесить яблочки определенного цвета, количества, определенного размера (например, только большие, или только самые маленькие); развесить на одной стороне так же, как на другой, и т.д. При этом идет работа не только интеллектуальной сферы, не только усваиваются необходимые знания, но и постоянно идет развитие сенсорного опыта и моторики ребенка (так как мы работаем с твердым и мягким материалом, крупным и мелким, пушистым и колючим …; мы нанизываем, просовываем, крепим на липучки, магниты, застегиваем и расстегиваем, и так далее).

На наш взгляд, каждый из тематических блоков, посвященных тем или иным объектам и явлениям природы, должен быть освоен детьми не только с точки зрения запоминания материала, но и решения сенсорных задач, а также подключения двигательной активности. Именно тогда будут в полной мере решаться задачи комплексной психолого-педагогической поддержки развития ребенка, которые стоят перед педагогами современной дошкольной образовательной организации.

Спасибо за внимание!

Семинар на тему: «Роль общения в работе педагога»

Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с составляющими общения.
  2. Показать, как работает эффект проекции.
  3. Дать возможность педагогам попрактиковаться в навыках коммуникации.

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Участники: педагоги ДОУ

Ход консультации:

     Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на консультации. Наша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами. И в том, какой это будет контакт, во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в этом принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Но прежде чем говорить о навыках общения, давайте определимся, что такое общение. Что для вас общение? (ответы педагогов).

   Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. И конечно же навыкам общения человеку необходимо обучаться всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. Поэтому на наших с вами занятиях мы будем отрабатывать эти навыки общения в разных формах работы и в разных ситуациях.

   В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению, какая у нас мимика, жесты.

Что мешает объективному восприятию друг друга:

- эффект ореола – это преобладание какого-то обычно сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность;

- эффект первичности – первая информация о человеке становится самой важной, она определяет отношение ко всем его поступкам;

- эффект последней информации – последние сведения о человеке может перечеркнуть прежнее отношение к нему;

- эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, качества.

Упражнение на проекцию: «Два ежика в тумане».

Описание: Ведущий предлагает воспитателям ответить на несколько вопросов и записать ответы на листике бумаги.

Вопросы:

  • Запишите Ваше самое любимое с детства животное, зверь?
  • Запишите 3-5 ключевых качеств, свойств Вашего любимого животного, за что Вы его так любите?
  • Запишите животное, которое Вам не нравится, вызывает страх или отвращение?
  • Запишите 3-5 ключевых качеств, свойств Вашего не любимого животного, за что Вы его так не любите?

После того, как педагоги записали ответы на все вопросы ведущий, предлагает им присвоить эти качества себе, начиная со слов «Я……»

   Общаясь, каждый человек преследует определённую цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат, и как правило, связано с деятельностью, направленной на её достижение. И в этой деятельности в зависимости от того, достигнуто было взаимопонимание или нет, люди могут создавать отношения сотрудничества или соперничества.

Обсуждение ситуаций.

  1. 1.Воспитателю нужно сказать родителю, что необходимо нарисовать рисунок для конкурса, так чтобы был результат.
  2. 2.Ребёнок ходит в детский сад в неопрятно виде. Воспитателю нужно сказать об этом родителю так, чтобы не застыдить его и добиться желаемого.
  3. 3.Родители приводят ребёнка поздно в детский сад, тем самым ребёнок пропускает занятия. Вам необходимо провести беседу с родителями, так чтобы был результат. Что вы им скажете?

В конце нашей консультации, мне хочется сказать, что люди своим поведением, поступками, эмоциями оказывают влияние на окружающих. Всё идёт по цепочке. Это важно запомнить. Потому, что от того как вы строите своё общение с окружающими, во многом зависит, то как они ответят вам.

Самообразование педагога по теме: «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Презентация "Самообразование"

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада №16 «Колокольчик» Тимошенко Н.А.

Научить чему-то новому,

полезному и интересному может только тот педагог,

который сам всю жизнь учится. 

В.А. Сухомлинский.

       Уважаемые, коллеги! Сегодня я представлю тему своего самообразования: «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. Педагог на занятиях побуждает детей к речевой деятельности, а также стимулирует речевую активность с помощью различных приемов: рассказ, пересказ, описание по картине и т.п.Но главным недостатком этих приемов является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников. Поэтому для своего самообразования я решила изучить инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста и использовать их в своей работе.

Итак, цель моей работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня знаний, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.

Задачи работы по теме самообразования вы видите на слайде.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;

2.Внедрить применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников;

3.Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

4.Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для внедрения и применения инновационных и развивающих технологий;

5.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.

6. пополнить в группе центр речевого развития детей

7. Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.

8.Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ, а также распространить в СМИ.

Работу по самообразованию я разделила на три этапа: теоретический, практический и обощающий.

На первом этапе работа по самообразованию была начата с изучения и анализа методической литературы и методик :

Весь их перечень вы видите на слайде:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.

3. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.

4. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

5. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником.

6. Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami>

7. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.0

8.Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах :http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru.

   Также на первом этапе мною было проведено анкетирование родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Нормы», с целью изучения уровня компетентности родителей в нормах речевого развития старших дошкольников.

На втором, практическом, этапе своей работы я стала, наряду с традиционными методами и приемами, применять непосредственно на занятиях следующие инновационные технологии: технологию «Синквейн», технологию «Мнемотехника», технологию «Сторлителинг», технологию «Бизиборд».

Подробнее расскажу о каждой.

 

1.Очень нравятся детям занятия с применением технологии

«Синквейн».

Синквейн – составление стихотворения, без рифмы, из пяти строк.

Правила составления   синквейна:

-правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

-вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

-третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

-четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

-пятая строка – слово, связанное с первым, отражающее сущность темы.

Например:

1.Ежик

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес. 

 Благодаря технологии «Синквейн», изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению, отрабатываются знания о частях речи, о предложении, дети учатся соблюдать интонацию, значительно активизируется словарный запас, совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, активизируется и развивается мыслительная деятельность, совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу, дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Для родителей была изготовлена папка-передвижка «Загадочный и доступный «Синквейн».

 

2. Еще одна известная технология, которая интересна детям «Мнемотехника».

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания». Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Мнемотехнику я использую: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

   Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

3. Следующая технология, которая меня заинтересовала, это «Сторителлинг искусство увлекательного рассказа». Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанраСторителлинг, развивающая фантазию и речь. Эта технология позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми. Задается тема рассказа (сказки) либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинку и сам придумывает уже свою историю. На занятии используются 3-4 кубика. Примеры речевых упражнений: "Придумай сказку", "Расскажи про.." и т.д.

          

4. Еще одна технология, которую я применяю и она очень нравится детям и мне, это технология Бизиборд.

       Бизиборд – это развивающая игровая доска для детей. На ней закреплены различные игрушки и мелкие детали: шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, мягкие мешочки и многое другое. Эти доски вызывают у детей большой интерес и активно способствуют развитию моторики, координации движений, логики, воображения, памяти, развития речи и восприятия мира ребенком.

     Мною был разработан бизиборд по сказке «Гуси-лебеди».

Цель игры: вызвать желание с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из знакомой сказки; способствовать развитию диалогической речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми; способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила.

   Моя работа по применению инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста продолжается в настоящий период.В процессе работы по теме самообразования я сделала вывод, что одним из важных условий речевого развития у детей старшего дошкольного возраста является креативный выбор педагогом инновационных технологий и   правильная организация предметно-развивающей среды, а также активное взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

     Предварительное обследование речи детей старшей группы с использованием методики Ушаковой О.С., Струниной Е.М. показало, что в результате проведенной   работы в старшей группе произошло уменьшение количества детей, имеющих низкий уровень речевого развития на 4,6%. Количество детей, имеющих высокий уровень речевого развития, увеличилось на 5%.

     Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что использование инновационных технологий является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка. Это позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, поддержки индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с требованием ФГОС дошкольного образования.

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с детьми.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием «утренний круг».
  2. Дать практические упражнения для проведения «утреннего круга» с детьми.

Оборудование: конструктор LEGO, жёлтый круг, лучи солнышка, мяч, карточки приветствия (Приложение № 1).

Ход семинара-практикума:

  1. 1.Вступительное слово.

Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы познакомить Вас с такой формой работы с детьми, как утренний круг. Что это такое? Давайте попробуем с вами определить.

  1. 2.Теоретическая часть семинара-практикума.

Психолог: Утренний круг – это совместная деятельность детей и педагога, которая организуется, как режимный момент. Обычно утренний круг проводят перед завтраком. При этом основной целью такой формы работы с детьми служит создание положительного эмоционального настроя на предстоящий день.

   С помощью такой формы работы с детьми можно решить ряд задач. Это:

  1. Создание условий для общения детей и взрослых.
  2. Обогащение опыта детей в понимании эмоционального состояния других людей, т.е. развитие эмпатии.
  3. Развитие навыков культурного общения.
  4. Развитие умения вычленять из своего опыта интересные события.
  5. Развитие коммуникативных навыков и способности планировать свою деятельность.
  6. 3.Практическая часть семинара-практикума.

Психолог: А сейчас я предлагаю попробовать на себе некоторые упражнения, которые можно использовать в работе с детьми.

Игра. «Приветствие»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя.

Ход игры: В центре круга лежит жёлтый круг, а детям раздаются лучики. Затем предлагается каждому ребёнку выходя в круг поприветствовать любого ребёнка своим способом: это может быть жест, приятные слова, пожелания на день. Исполнив своё приветствие, ребёнок кладёт свой лучик в направлении того ребёнка с которым, он поздоровался. Здесь очень важно, чтобы со всеми детьми круга поздоровались.

Игра. «Диаграмма настроения»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя, развитие умения слушать друг друга.

Ход игры: В центре круга высыпаются детали конструктора LEGOразного цвета. Участникам предлагается выходить в круг по очереди. Они выбирают деталь конструктора, цвет которого им нравится и называть почему. Каждый последующий выходящий в круг выбирает свой цвет и называет, почему тот или иной цвет нравится предыдущему игроку.

Игра «Комплимент»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя, развитие навыков культурного общения.

Ход игры: Психолог кидает мяч любому участнику в группе и говорит ему комплимент, тот кто поймал мяч, говорит: «Спасибо», а потом сам кидает мяч любому другому участнику и говорит ему комплимент. И так до тех пор, пока все не скажут и не получат комплимент.

Игра «Выбери приветствие»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя.

Ход игры: На полу разложены карточки с изображением способов приветствия: рукопожатие, обнимания, танец, улыбка. Один участник выходит в центр круга и становится на любую карточку. Затем кидает мяч, тому участнику, с которым он хочет поздороваться таким способом. Тот, кто поймал мяч выходит в центр круга, и они здороваться друг с другом.

  1. 4.Заключительная часть семинара-практикума. Рефлексия.

Психолог: Мы с вами попробовали разные игры, которые можно использовать при организации утреннего круга. Поделитесь своим настроением, понравилась вам или нет. Как вы себя вообще чувствуете после этих упражнений (педагоги дают свои варианты ответов).

Психолог: Я рада, что мероприятие вызвало положительные эмоции. В заключение хочу сказать. Что от того, как начнётся день во многом зависит то, каким он будет на протяжение всего дня. Если начать утро с позитивных эмоций, то и день пройдёт на волне хорошего настроения. Спасибо за ваше участие! А у меня на этом всё.

Приложение № 1

«Карточки приветствия».

Карточка «Рукопожатие»

Карточка «Улыбка»

Карточка «Обнимание»

Карточка «Танец»

Семинар-практикум для педагогов «Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений»

Презентация к семинару

воспитатель Тимошенко Н.А.

 

         В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.

         Сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

         В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:

  • познавательная;
  • интеллектуальная;
  • информационная;
  • технологическая;
  • культурологическая;
  • психологическая;
  • психолого-педагогическая;
  • профессиональная;
  • социально-психологическая;
  • общекультурная;
  • коммуникативная.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т.к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения разных моментов педагогической деятельности, позволяют констатировать нерадостную картину. В период огрубления нравов современного общества, упадка общей культуры и речевых традиций снизились коммуникативная культура некоторых педагогических работников ДОУ, осознание социальной значимости и личной ответственности за нее не является движущей, мотивационной силой.

Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. Данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. И здесь огромная роль принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения, который, используя различные формы и методы работы, способен влиять на развитие и повышение необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения.

Коммуникативная компетентность педагога должна рассматриваться, на мой взгляд, как один из первостепенных показателей личности при аттестации, уровень которой объективно, не формально оценивается и определяет тем самым профессиональную категорию. Необходим постоянный поиск интерактивных методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.

Взаимоотношения в системе: «педагог-родитель»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

  • психолого-педагогической подготовленностью;
  • коммуникативной культурой педагога;
  • личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.

Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению.

Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие: коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения; эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.

Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Задача ДОУ – обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков взаимодействия. В связи с этим, на мой взгляд, одной из эффективных форм обучения может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями.

Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами.

И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:

üнезнание техник общения;

üжесткие ожидания по отношению к родителям;

üоценивание родителей;

üдирективная позиция по отношению к родителям;

üсуетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;

üиспользование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

üприписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);

üагрессия, напористость;

üравнодушие, унылость.

Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:

  • снятие барьеров в общении;
  • управление собственным поведением;
  • выработка адекватной самооценки;
  • выработка навыков саморегуляции.

Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:

üповышение авторитета семьи;

üвосприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;

üучет интересов и запросов родителей;

üединство в подходах к работе с семьями воспитанников;

üиспользование широкого спектра методов и форм работы с родителями;

üустановка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);

üдоброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

üзаинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);

üсистемный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);

üсоздание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:

  • обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
  • признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
  • стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
  • обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
  • в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества;
  • владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
  • учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
  • умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
  • обладает развитыми коммуникативными навыками.

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.

Взаимоотношения в системе: «педагог-ребенок»

На слайде.

Back to Top