Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение

Детский сад №16 "Колокольчик"

Адрес:
357560, Ставропольский край, г. Пятигорск, поселок Горячеводский, переулок Малиновского, 11

Телефон:
+7 (8793) 31-52-60,
+7 (8793) 31-52-65;

e-mail: [email protected]

Вернуться на основную страницу Воспитатель года-2023

Доклад на городское методическое объединение средних групп на тему: «Использование многофункциональных наглядных пособий для развития познавательной мотивации у дошкольников»

Познавательное развитие одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей. С помощью основного вида деятельности - игры, ребенок познает и развивается. Организовывая игровую деятельность с детьми, я стремлюсь найти что – то новое и нетрадиционное для развития познавательной мотивации. Совсем недавно для себя я открыла замечательное многофункциональное  дидактическое пособие «Бизиборд». Дети играют в данную дидактическую игру, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми. Бизиборды способствуют развитию познавательной активности детей, мелкой моторики, творческих способностей, игровой деятельности. Во время игры с данным наглядным пособием дошколятам легче усвоить новые знания, закрепить полученные в интересной и непринужденной форме. Использование бизиборда помогает развивать у детей речь, представления об окружающем мире, элементы логического мышления,  расширять кругозор средствами познавательно--исследовательской деятельности. У детей активизируются различные анализаторы, повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются внимание, восприятие, воображение, память,  мышление.
 Сегодня я хочу поделиться опытом работы использования  «Бизибордов» с детьми. Наибольшее распространение в моей группе получила дидактическая настольная игра «Развивающий Бизикуб». Бизикуб очень нравится детям. Пособие состоит из шести деревянных сторон-панелей.
На одной панели расположены детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка: шпингалеты, замочки, крючки и защелки. Дверцы, которые находятся на панели изображены в форме разных геометрических фигур разного цвета. Играя с ними, малыши значительно пополняют свой багаж знаний, учатся открывать и закрывать замки, шпингалеты, развивают свои тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление.
     Используя следующую панель, дети с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, застежками. Застегивая пуговицы, завязывая шнурки, защелкивая  ремешки, ребёнок не только развивает мелкую моторику пальцев, но и навык самообслуживания - научится самостоятельно одеваться и раздеваться. На следующей панели расположены шестеренки разного размера, прорези различной формы. Здесь ребята крутят, двигают детали, преодолевают препятствия. Развивают логическое мышление, усидчивость и мелкую моторику. Еще одна панель представлена в форме двустворчатых дверей с замками разной конфигурации. Чтобы их открыть нужно логически подумать и покрутить замки так, чтобы дверцы открылись.
На верхней панели расположены вкладыши с изображением домашних животных и геометрических фигур. Используя данную панель, дети учатся соотносить предметы по одному признаку,  форме  и размеру. Например, «Что дает корова?» -молоко, «Что ест заяц?» -морковку и т.п.
Еще одно наглядное многофункциональное пособие, которое я хочу показать – это мягкий бизиборд «Развивающий альбом». В данном наглядном пособии  имеются игры-задания: геометрические фигуры на липучках разной формы и цвета, шнуровки, причем с изображением правой и левой стоп, мешочек с ленточкой для завязывания бантика, застежки на кнопках, ремешки с застежками, часы, молнии. Играя с данным пособием, дети учатся различать геометрические фигуры, ориентироваться на плоскости и во времени, развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление и память.
С появлением бизобродов в группе, дети с удовольствием играют парами, где один ребенок дает задание другому и контролирует его выполнение, затем меняются.
Во время игры с данными наглядными пособиями дошколятам легче усвоить новые знания, закрепить полученные в интересной и непринужденной форме. У детей активизируются различные анализаторы (тактильный, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление.
Использование Бизибордов позволяет эффективно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, разнообразить виды деятельности на занятиях, стимулировать работоспособность, поддерживать интерес и внимание детей в течение всей организованной и игровой деятельности.

Сообщение на педагогический совет по теме «Использование интерактивного пособия лэпбук в работе по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с дымковской игрушкой»

Одной из новых форм организации образовательной деятельности с дошкольниками и реализации деятельностного подхода в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста является ЛЭП-бук – интерактивная тематическая папка – коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, в изучении которой малыш может принимать непосредственное участие, быть не объектом обучения, а субъективным и равноправным партнером.

Я поняла, что использование лэпбука   открывает новые возможности в творческом развитии моих воспитанников, а именно:

- дошкольник получает необходимую информацию в игровой форме;

- закрепляет полученные знания с помощью зрительных образов;

- проявляет активность и индивидуальные способности;

- воспитывается любознательность;

При создании ЛЭП-бука я соблюдаю некоторые условия:

1. ЛЭП-бук   для дошколят должен быть особенно красочным.

2. Пособие должно быть достаточно крепким, что дает возможность активного манипулирования его структурными компонентами.

4. Пособие должно быть доступным в содержании, поэтому в ЛЭП-бук   включаю материал, предварительно изученный, соответствующий возрастным возможностям детей.

5. ЛЭП-бук вариативен. Для поддержания длительного интереса к теме содержимое кармашков может меняться, дополняться новыми заданиями.

Технология «ЛЭП-бук» апробирована мною в организованной образовательной и самостоятельной детской деятельности.

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «ЛЭП-бук» на тему  «Дымковская игрушка».

Цель пособия: приобщение детей младшего дошкольного возраста к народному искусству, знакомство с дымковской игрушкой.

Задачи:

развивать познавательный интерес и творческое мышление;

содействовать развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста;

формировать умение видеть красоту изделий декоративно-прикладного творчества;

воспитывать эстетический вкус.

Содержание ЛЭП-бук «Дымковская игрушка» достаточно простое:

Информация по теме Рассказ о создании дымковской игрушки
Творческие задания

Нарисовать, дорисовать, раскрасить (выложить, украсить, рассмотреть, рассказать).

дымковский узор (образцы узора по возрасту)
дымковская игрушка (картинки)

образы животных и людей в прикладном искусстве (иллюстративный материал)

Дидактические игры

«Собери картинку»

«Дорисуй»

Рисунки, изображения по данной теме Обучение украшению дымковскими узорами силуэтов игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, уточка, конь)
Художественное слово стихи, потешки о дымковской игрушке

В организационной деятельности очень важным моментом является то, что ЛЭП-бук сам по себе хорошо привлекает внимание детей, это очень активное наглядное пособие. Когда мы знакомились с дымковской игрушкой я использовала многие разделы моего ЛЭП-бука: рассказ об истории дымковской игрушки, песенки, потешки, стихи, загадки. Мы рассматривали иллюстративный материал, образцы узоров дымки, а уже потом мы украшали лошадку точками и кружочками.

В самостоятельной деятельности детей ЛЭП-бук – очень хороший помощник. Детям нравятся игры, пособия, картинки. Например, дидактическая игра «Собери картинку», дидактическое пособие «Дорисуй». Детям нравится сам процесс доставания и складывания картинок, их рассматривание.

В процессе внедрения ЛЭП-бука в образовательный процесс группы, мной выявлены следующие результаты работы:

повысилась познавательная активность детей;

появился устойчивый интерес к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;

обогатился словарный запас детей;

улучшилась работа мелкой моторики;

повысился уровень развития нравственно-эстетического восприятия и пространственного мышления;

пополнилась предметно-пространственная развивающей среда в группе.

Хочется отметить, что ЛЭП-бук -  это эффективная технология для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста,  интересный и полезный «инструмент» в совместной работе педагога и воспитанников.

Консультация «Формирование и укрепление физического здоровья детей в условиях ДОУ»

Актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше заботы проявляется о физическом воспитании ребёнка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным.
     Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С рождения до семи лет у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей активными, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения.
     Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
     Я использую различные формы проведения физкультурных занятий, подбираю средства и методы физического воспитания, руководствуясь возрастными особенностями детей. Всё, что идёт на пользу детям, активно применяю в своей практике.
     Начинаю с утренней гимнастики -  постепенного введения организма в благоприятную двигательную активность. Изменяю ее форму и место проведения: утренняя гимнастика игрового характера, включающая 2–3 подвижные игры; утренняя гимнастика в виде упражнений на полосе препятствий; утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки.
     Основной метод работы с детьми -  непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию, как одна из главных форм укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении. В работе с детьми я использую несколько видов занятий: традиционные, занятия, построенные на подвижных играх, сюжетно – ролевые, контрольно – тренировочные, с использованием литературных произведений, занятия на открытом воздухе, занятия-соревнования.
     Как форму работы по укреплению здоровья детей использую физкультурные минутки. Это наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление. Физкультурные минутки провожу в виде весёлых игровых действий: физкультурные минутки -разминки, физкультурные минутки для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для релаксации, упражнения для дыхания.
     Хороший метод работы - гимнастика после дневного сна. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, стабилизируются кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. В качестве гимнастики пробуждения использую разминку в постели и самомассаж, гимнастику игрового характера, пробежки по массажным дорожкам.
     Всем известно, что основной вид деятельности дошкольников – игра. А подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка, он становится крепче, выносливее. Игры я делю на три относительно самостоятельных вида: подвижные игры (сюжетные и бессюжетные), спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон и т.п.), игры с пением и хороводные игры.
     Обязательным мероприятием в воспитании ЗОЖ считаю спортивные праздники и развлечения, которые являются наиболее приемлемой, эффективной формой активного отдыха детей.     
     Огромную роль в укреплении организма дошкольников играет закаливание. В своей работе использую следующие виды закаливания: утренний прием, гимнастика на свежем воздухе, оздоровительные прогулки, воздушные ванны, воздушные ванны с упражнениями, сон с доступом свежего воздуха, умывание в течение дня прохладной водой, полоскание рта прохладной водой, хождение босиком до и после дневного сна, хождение босиком по «дорожке здоровья», солнечные ванны.
     Конечно, работу по формированию и укреплению физического здоровья детей я провожу и с родителями воспитанников. В работе с семьями воспитанников использую разнообразные формы, средства и методы: участия в родительских собраниях, анкетирование, консультации, рекомендации, памятки, совместные занятия, спортивные праздники и развлечения, выставок совместных работ детей и родителей.
          Особое место в своей работе по сохранению и укреплению здоровья детей уделяю практическому обучению педагогов, которые должны знать механизмы и факторы развития ребенка. Мной регулярно проводятся групповые консультации и семинары-практикумы для педагогов, позволяющие им расширить представления о различных аспектах развития ребенка, получить навыки выстраивания конструктивного взаимодействия с ним.  
     Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движении. Поэтому одна из важных задач физического воспитания – создание оптимальных условий для нормального развития детского организма. Я Активно участвую в создании условия для формирования и укрепления физического и психологического здоровья детей: в оборудовании музыкального и спортивного залов, бассейна, комнаты двигательной активности для детей раннего и младшего возраста, комнаты психологической разгрузки детей. В групповой комнате оборудовала зону двигательной активности согласно возрастным особенностям детей, в которой имеется все необходимое для проведения разминок, физкультурных минуток, гимнастик и т. д.
Литература
В.А.Зимонина «Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым» Москва, ВЛАДОС,2003-304 с
Л.К.Волошина «Организация здоровье сберегающего пространства». Дошкольное воспитание.2004.-N1.-С.114-117.
Л.Н.Маськов  «Как быть здоровым» Минск 2005г.
Под редакцией проф. Лебедевой Н.Т. «Физическая культура шестилеток»              

Л.Д. Назаренко  «Оздоровительные основы физических упражнений». Москва, 2002г.
Е.И. Подольская  «Физическое развитие детей 2-7 лет» Волгоград, «Учитель»,2012г.


Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраст «Маленький финансист»

 

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраст «Маленький финансист»

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Наименование проекта

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленький финансист»

Организация заявитель адрес

МБДОУ детский сад №16 «Колокольчик» город Пятигорск, пер. Малиновского, 11

Разработчик проекта

Воспитатель Тимошенко Нина Александровна

Вид проекта

Познавательный, открытый, коллективный

Тип проекта

Информационно – практико - ориентированный.

Проект направлен:

формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Нормативная база

Федеральный  закон  «Об  образовании  в  Российской Федерации»  (Федеральный  закон  РФ  от  29  декабря  2012  г. № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.)

Федеральный государственный образовательный стандар-
т дошкольного образования  (приказ Министер-
ства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155).

Стратегия  повышения  финансовой  грамотности  на  2017-2023 г.

Цель проекта

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность   в контексте ФГОС ДО.

Задачи проекта

формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

совершенствовать коммуникативные качества детей;

расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Срок реализации проекта

Ноябрь-февраль   2020 – 2021 учебный год

Ожидаемые результаты

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Участники проекта

Дети подготовительной группы- 20 чел.; родители воспитанников.

Возраст детей 5-7 лет.

Продукты проекта

Лэпбук « Экономика для детей»

Игротеки  «Юный финансист», «Сбербанк»

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Альбом «Деньги разных стран»;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей.

 

Актуальность проекта

 

        Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

 

        Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.   

 

       В вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим.  Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы иметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

 

        Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в том числе экономической культуры. Экономическая  культура  личности  дошкольника  характеризуется  наличием первичных  представлений  об  экономических  категориях,  интеллектуальных и  нравственных  качествах  (бережливость,  рачительность,  смекалка, трудолюбие,  умение  планировать  дела,  осуждение  жадности  и расточительности). 

 

        Сущность  экономического  воспитания  заключается  не  в  организации специального  обучения  экономике,  а  в  обогащении  разных  видов  детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными  экономическими  знаниями  способствует  развитию предпосылок  формирования  реального  экономического  мышления,  что делает этот процесс более осознанным. Без  сформированных  первичных  экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

 

       Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Маленький финансист».

 

       Проект составлен  в  соответствии  с  принципами,  определенными Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

 

      Содержание  проекта,  в  соответствии  с  ФГОС  ДО,  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и  охватывает  следующие  структурные  единицы,  представляющие определенные  направления  развития  и  образования  детей:  социально-коммуникативное  развитие;  познавательное  развитие;  речевое  развитие; художественно-эстетическое развитие.

 

    Цель проекта:

 

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность   в контексте ФГОС ДО.

 

   Задачи проекта:

 

-  формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

 

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

 

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

 

- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

 

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

 

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

 

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

 

-  воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

 

   В основу проекта положены следующие принципы:

 

  - от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

 

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

 

- принцип  индивидуализации  обеспечивает  вовлечение  каждого ребенка в воспитательный процесс;

 

- принцип реализации полученного детьми практического опыта в кругу семьи.

 

   Ресурсное обеспечение проекта:

 

-   программно-методическое обеспечение;

 

- развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим       комплексом;

 

-   взаимодействие всех участников педагогического процесса;

 

-  система взаимодействия с родителями;

 

-  система мониторинга.

 

 

Факторы, способствующие реализации проекта:

 

- необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;

 

- наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;

 

- специально оборудованная развивающая среда в группе.

 

Структура проекта:

 

I этап – подготовительный: сентябрь 2020 г.

 

- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;

 

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист»;

 

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

 

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

 

- создание предметно-развивающей среды по теме проекта.

 

II этап – основной, практический :  сентябрь  2020 г. –  ноябрь 2020 г.

 

- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми;

 

- использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

 

- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций;

 

- беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество;

 

-  решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации;

 

- продуктивная деятельность.

 

III этап – завершающий: ноябрь-декабрь  2020 г.

 

- подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей; 

 

- изготовление  Лэпбука «Экономика для детей» ;

 

- создание игротек «Сбербанк»,  «Юный финансист»;

 

- планирование работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

 

- изготовление альбома «Деньги разных стран»;

 

- методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

 

Методы реализации проекта:

 

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

 

словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

 

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

 

- практические (исследование, моделированиеи др.)

 

Формы реализации проекта:

 

- групповые занятия

 

- индивидуальная работа

 

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:

 

- проведение открытого мероприятия для педагогов и родителей;

 

- проведение мастер-класса среди педагогов

 

Содержание проекта:

 

  Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

 

        Эффективная педагогическая деятельность ДОУ по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: «Кто и как зарабатывает деньги в семье?», «Как формируется семейный бюджет?», «Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое ?», «Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок ?»,  «Как научиться экономить деньги?». Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

 

        Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

 

Формы  работы с родителями: встречи, беседы, анкетирование ; оформление информационных стендов, памяток; собрания, консультации, мастер-классы, презентации для родителей.

 

План реализации проекта «Маленький финансист».

 

Таблица 1

 

Перспективное планирование работы с детьми

 

№ п/п

Направление работы

Целевые ориентиры

Сроки

Ответственные

1

«Азбука финансов»

(вводное занятие)

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Сентябрь

Воспитатели

2

«История денег» презентация

дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.

Сентябрь

Воспитатели

3

«История возникновении денег»

Продолжать формировать у детей необходимый минимум экономических знаний: представление об экономике, деньгах, их значении для общества.

закрепить представления детей о труде взрослых, о значении труда как средстве зарабатывания денег;

продолжать развивать элементарные представления о семейных доходах и расходах, семейном бюджете;

учить подбирать монеты разного достоинства, составляющих цену подарка;

развивать умение давать оценку своей деятельности на занятии.

Сентябрь

Воспитатели

4

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Игровая деятельность.

Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

Сентябрь

Воспитатели

5

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&feature=emb_title

Сентябрь

Старший воспитатель

6

Экскурсия в банк

«Дом, где живут деньги»

Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков, о монетном дворе, о валюте

Октябрь

Воспитатели

7

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

Формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»

Закреплять знания воспитанников о работе Сбербанка

Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями.

Октябрь

Воспитатели

8

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Расширять   представление   детей   о   том,    как   складывается   семейный  бюджет; Познакомить  с  новым понятием   «расходы»,  какими  они  бывают  (на  товары длительного  пользования,  на  товары  кратковременного  пользования,  на  услуги);

Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Октябрь

Воспитатели

9

«Экономия тепла, света, воды»

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»;

Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Октябрь

Воспитатели

10

Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок)

Октябрь

Воспитатели

11

Настольные  дидактические игры «Супермаркет», «Магазин продуктов»

упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание.

Ноябрь

Воспитатели

12

«Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть «У тетушки Совы»

Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

Ноябрь

Старший воспитатель

13

«Путешествие с монеткой по стране Экономики»

Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности., расширять социальные представления о современном обществе.

закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход;

Ноябрь

воспитатели

14

Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?»

помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения.

Ноябрь

Педагог-психолог

15

«Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю»

Работа с лэпбуком «Экономика для детей»

формирование основ финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков

Ноябрь

Воспитатели

16

«Об экономике» Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть «У тетушки Совы»

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

Декабрь

Старший воспитатель

17

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей

создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности

детей, дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - деньги». Познакомить ребенка с номинальными купюрами и монетами. Дать представление о том, что такое товар, цена товара, доход, расход.

Объяснить принцип накоплений денег.

Декабрь

Воспитатели

18

«В гости в Простоквашино»

Квест-игра для детей и родителей

Закрепление знаний детей по темам: «Доход. Труд – основа дохода. Учимся экономить»

формировать понимание того, что каждая вещь, окружающая нас – это результат труда людей, воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги.

Декабрь

Старший воспитатель, воспитатели

19

«Копилка своими руками»

Совместная работа детей и родителей

учить детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги, скрапбумаги, мелких украшений и других материалов.

Декабрь

Воспитатели, родители

 

 

Таблица 2

 

Перспективное планирование работы с родителями

 

Цель:

 

повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. 

 

Задачи :

 

-познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

 

-расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы

Сентябрь

воспитатели

2

Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников»

Сентябрь

Старший воспитатель

3

Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах.»

     Октябрь

Воспитатели

4

Буклет «Бережное и разумное отношение  к деньгам — это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей.»

Октябрь

Воспитатели

5

Консультация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Воспитатели

6

Папка-передвижка «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Ноябрь

Воспитатели

7

Консультация  для родителей:«Зачем  ребенку нужна финансовая грамотность?»

Декабрь

Воспитатели

8

Папка – передвижка «Финансовая грамотность в семье»

Декабрь

Воспитатели

9

Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности»

Декабрь

Педагог-психолог

10

Деловая игра «Мы и деньги»

Декабрь

Воспитатели, родители

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

 

- дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

 

- родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;

 

- педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников;

 

-  дошкольное образовательное учреждение  имеет обобщенный опыт работы по данной проблеме.

 

Продукты проектной деятельности: лэпбук  «Экономика для детей», игротеки «Сбербанк», «Юный финансист», коллаж «Путешествие денежки» - коллективная  работа совместно с родителями.

 

Заключение:

 

     В ходе реализации проекта  выявлены следующие результаты- дети старшего дошкольного возраста:

 

 - ознакомлены со значением основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

 

- знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 

 - понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;

 

- понимают и осознают главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

 

 - освоили начальные навыки обращения с деньгами, осознанность необходимости грамотно и бережливо относиться к ним;

 

 - научились принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу;

 

- усвоили нравственно-этические нормы (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами;

 

- научились применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

 

В результате проектной деятельности  разработаны следующие методические продукты: изготовлен лэпбук  «Экономика для детей», дидактическая игра «Юный финансист», оформлены атрибуты к  сюжетно-ролевым играм «Сбербанк», «Супер-маркет»; совместно с родителями изготовлена коллективная  работа- коллаж «Путешествие денежки».

 

Наиболее важный эффект, полученный в процессе реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети познакомились со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняли задания по финансовой грамотности. Дошкольники за этот период получили необходимые знания, а  родители заинтересовались вопросами финансовой грамотности.

 

     Далее планируется продолжение осуществления мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников. В дальнейшем будет организована работа с детьми по следующим направлениям:

 

- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

 

- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

 

- правила финансового поведения  в реальных жизненных ситуациях.

 

Литература:

 

1.А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2018.

 

2.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2017. №4. с.103.

 

3.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

 

4.Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.

 

5.Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017

 

6.Интернет ресурсы:

 

https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU, 

 

https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw, https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&feature=emb_title

 

Консультация для воспитателей "Правовое воспитание дошкольников"

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

 

Памятка воспитателю к планированию сюжетно-ролевой игры

Марафон педагогических практик в области финансового просвещения воспитанников дошкольных образовательных организаций. Сборник материалов 2021-2022

Доклад на всероссийский Марафон ФинДетСадКонспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в форме квеста «Моя Семья»Конспект ООД «Зима в лесу» в средней группеПроект "Маленький финансист"Доклад на городское методическое объединение средних групп на тему: «Использование многофункциональных наглядных пособий для развития познавательной мотивации у дошкольников»

Back to Top